Учетная политика на 2023 — налоговый учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2023 — налоговый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Что делать, если расходы превышают доходы при УСН 15%

Если расходы оказались больше доходов, то прибыль равна нулю. Но это не значит, что налог при этом платить не нужно.

Для упрощенной системы налогообложения с объектом «Доходы минус расходы» действует понятие минимального налога – 1% с выручки. Это та сумма, которую по итогам года нужно заплатить при любом раскладе, даже если учитываемых расходов было существенно больше, чем доходов.

Налогоплательщик по итогам года должен посчитать две суммы:

  1. Разницу между доходами и расходами умножить на 15% (или ставку, действующую в регионе).
  2. Выручку (не вычитая расходы) умножить на 1%.

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Что необходимо отразить в учетной политике

В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов;
  • состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
  • в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
  • также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
  • в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
  • каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.

Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

 N 
п/п
 Наименование 
положения по
бухгалтерскому
учету
 Возможность 
применения
 Характеристика пункта 
 1 
ПБУ 1/2008
"Учетная политика
организации"
Применяется для 
формирования учетной
политики
некоммерческими
организациями
Пункт 3. Распространяется 
в части формирования учетной
политики на все типы
организаций
 2 
ПБУ 2/2008 "Учет 
договоров
строительного
подряда"
В учетной политике 
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 2.1. Положение может 
не применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг, а также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
 3 
ПБУ 3/2006 "Учет 
активов и
обязательств,
стоимость которых
выражена
в иностранной
валюте"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 4 
ПБУ 4/99
"Бухгалтерская
отчетность
организации"
Применяется для 
формирования
бухгалтерской
(финансовой)
отчетности
некоммерческих
организаций
Пункт 3. Положение 
применяется Минфином России
при установлении упрощенного
порядка формирования
бухгалтерской отчетности для
субъектов малого
предпринимательства и
некоммерческих организаций
 5 
ПБУ 5/01 "Учет 
материально-
производственных
запасов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 6 
ПБУ 6/01 "Учет 
основных средств"
Предусмотрена 
специфика применения
ПБУ в некоммерческих
организациях
Пункт 4. Некоммерческая 
организация принимает объект
к бухгалтерскому учету
в качестве основных средств,
если он предназначен для
использования
в деятельности, направленной
на достижение целей создания
данной некоммерческой
организации (в том числе
в предпринимательской
деятельности, осуществляемой
в соответствии
с законодательством РФ), для
управленческих нужд
некоммерческой организации,
а также если выполняются
условия, установленные
в пп. "б" и "в" настоящего
пункта (пп. "б" - объект
предназначен для
использования в течение
длительного времени, т.е.
срока продолжительностью
свыше 12 мес. или обычного
операционного цикла,
если он превышает 12 мес.,
пп. "в" - организация
не предполагает последующей
перепродажи данного
объекта).
Пункт 17. По объектам
основных средств
некоммерческих организаций
амортизация не начисляется.
По ним на забалансовом счете
производится обобщение
информации о суммах износа,
начисляемого линейным
способом
 7 
ПБУ 7/98 "События 
после отчетной
даты"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок отражения
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ,
событий после отчетной даты
 8 
ПБУ 8/2010
"Оценочные
обязательства,
условные
обязательства и
условные активы"
В учетной политике 
социально
ориентированным
некоммерческим
организациям
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ
Пункт 3. ПБУ может не 
применяться субъектами
малого предпринимательства,
за исключением субъектов
малого предпринимательства -
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг, а
также социально
ориентированными
некоммерческими
организациями
 9 
ПБУ 9/99 "Доходы 
организации"
Применяется в части 
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают доходы
от предпринимательской и
иной деятельности
 10
ПБУ 10/99 "Расходы
организации"
Применяется в части 
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности", что
необходимо отразить
в учетной политике,
в том числе и
операции, относимые к
"предпринимательской
деятельности и иной
деятельности"
Пункт 1. Применительно к ПБУ
некоммерческие организации
(кроме государственных
(муниципальных) учреждений)
признают расходы
по предпринимательской и
иной деятельности
 11
ПБУ 11/2008
"Информация
о связанных
сторонах"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок раскрытия информации
о связанных сторонах в
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
за исключением кредитных
организаций (организаций,
составляющих бухгалтерскую
отчетность)
 12
ПБУ 12/2010
"Информация
по сегментам"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
правила формирования и
представления информации
по сегментам в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 13
ПБУ 13/2000 "Учет 
государственной
помощи"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
правила формирования
в бухгалтерском учете
информации о получении и
использовании
государственной помощи,
предоставляемой коммерческим
организациям (кроме
кредитных организаций),
являющимся юридическими
лицами по законодательству
РФ, и признаваемой как
увеличение экономической
выгоды конкретной
организации в результате
поступления активов
(денежных средств, иного
имущества)
 14
ПБУ 14/2007 "Учет 
нематериальных
активов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 15
ПБУ 15/2008 "Учет 
расходов по займам
и кредитам"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 16
ПБУ 16/02
"Информация
по прекращаемой
деятельности"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. ПБУ устанавливает 
порядок раскрытия информации
по прекращаемой деятельности
в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций
(кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 17
ПБУ 17/02 "Учет 
расходов
на научно-
исследовательские,
опытно-
конструкторские и
технологические
работы"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение 
устанавливает правила
формирования
в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
являющихся юридическими
лицами по законодательству
РФ (за исключением кредитных
организаций), информации
о расходах, связанных
с выполнением
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
технологических работ
 18
ПБУ 18/02 "Учет 
расчетов по налогу
на прибыль
организаций"
В учетной политике 
некоммерческих
организаций
необходимо закрепить
возможность
применения
(неприменения)
данного ПБУ, в случае
если организация
является плательщиком
налога на прибыль
организаций
Пункт 2. Положение может 
не применяться субъектами
малого предпринимательства и
некоммерческими
организациями
 19
ПБУ 19/02 "Учет 
финансовых
вложений"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 20
ПБУ 20/03
"Информация
об участии
в совместной
деятельности"
Не применяется 
некоммерческими
организациями
Пункт 1. Положение 
устанавливает правила и
порядок раскрытия информации
об участии в совместной
деятельности в бухгалтерской
отчетности коммерческих
организаций (кроме кредитных
организаций), являющихся
юридическими лицами
по законодательству РФ
 21
ПБУ 21/2008
"Изменения
оценочных
значений"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 22
ПБУ 22/2010
"Исправление
ошибок
в бухгалтерском
учете и
отчетности"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 
 23
ПБУ 23/2011 "Отчет
о движении
денежных средств"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями, однако
формы бухгалтерской
отчетности социально
ориентированных
некоммерческих
организаций не
содержат данной формы
отчетности
 - 
 24
ПБУ 24/2011 "Учет 
затрат на освоение
природных
ресурсов"
Не содержит 
ограничений в части
применения
некоммерческими
организациями
 - 

Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности некоммерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать требованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.

Читайте также:  Как проходит исполнительное производство?

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Учетная политика НКО на 2020 год — образец

> > > Налог-налог 30 октября 2020 Все материалы сюжета для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте — документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО.

Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО.

Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом — в статье. Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности.

Таким образом, учетная политика НКО на 2020 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности.

Рекомендуем прочесть: Какие нужны документы чтобы поменять паспорт по причине негодности

Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов

«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».

При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.

Читайте также:  Новые правила снятия авто с учета для утилизации в 2023 году

Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».

Положение об учетной политике организации на 2021 год

Счета бухгалтерского учета – это вариант группировки и фиксации хозяйственных процедур, отображающих суммы в активе или пассиве. Для всех категорий имущества, включая интеллектуальную собственность, существуют отдельные шифры, относящие группу имущества к определенной статье баланса. Например: 01 «Основные средства» или 10 «Материалы».

Счета представлены в виде таблиц, содержащих два столбца. Левая часть счета отведена для дебетовых сведений, а правая – для кредитовых. Следовательно, на счетах отображается следующая информация:

  • по дебетовому обороту фиксируется суммарная величина всех операций по дебету, исключая первоначальное сальдо;
  • по кредитовому обороту отображается суммарная величина всех операций по кредиту, исключая первоначальное сальдо;
  • начальное и конечное сальдо – разность между поступлениями и выбытиями в рамках одного счета. Может быть как кредитовым, так и дебетовым. При этом если сальдо нулевое, считается, что счет закрыт.

Важно подчеркнуть, что для разных счетов дебет и кредит исполняют разные роли. В одном случае дебет уменьшение долга по счёту, а кредит – увеличение задолженности в компании.

Так, в рассматриваемом плане содержатся следующие виды счетов:

  • синтетические. Данный тип счетов отводится для учета общей информации об операциях, типах имущества и обязательствах;
  • субсчета. Отмеченная категория представляет собой детализацию основных классов счетов с целью большей конкретизации фиксируемых хозяйственных операций. Также важно отметить, что в компаниях могут вводиться дополнительные субсчета, если это обусловлено потребностями бухгалтерии, а также отражено в локальном нормативе;
  • активные и пассивные счета;
  • активно-пассивные.

В частности, под активным бухсчетом понимается особый тип счета, который отражает информацию об активах компании. Увеличение активов отражается в дебете, а их уменьшение – в кредите.

Например, если на предприятие поступили материалы, то эта операция будет отражена по дебету счета 10.

При этом оплата за поступившие товары будет фиксироваться по кредиту счета 51 – то есть, будет отражено списание финансовых средств с расчетного счета. Сальдо на подобных счетах может быть только дебетовое.

Актуальные счета, применяемые на отечественных предприятиях, были утверждены Приказом Минфина № 94-н от 31.10.2000г.

При этом важно отметить, что утвержден был как сам План счетов бухгалтерского учета, так и Инструкция по его использованию.

Предполагается, что в отмеченном нормативе возможно найти не только конкретизированный перечень счетов, но также расшифровку каждого из них и перечень корреспондирующих позиций.

На основе отмеченного Плана, разработанного Министерством финансов, компании должны создавать собственный документ, регламентируемый Учетной политикой предприятия. При этом в каждом отдельном случае организация вправе не только дополнять счета, но и исключать некоторые из них.

Несмотря на это, компания не вправе корректировать названия и предназначение синтетических счетов предприятия.

Инструкция позволяет существенно упростить обращение с планом счетов. Применение отмеченного документа дает возможность:

  • получить необходимую общую информацию относительно принципа действия бухгалтерских счетов;
  • изучить краткое описание каждого класса счетов, а также всех субсчетов, что помогает сформировать представление о бухучете в целом;
  • ознакомиться с алгоритмом составления типовых проводок.

Формирование локального плана счетов на основании положений Инструкции предоставляет возможность компании создать единый стандартизированный подход к ведению бухучета и последующему составлению финотчетности.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если организация планирует применять политику с 2021 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2020 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт.

УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год

Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.

Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.

Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.

Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.

Особенности составления учетной политики

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.
Читайте также:  Что такое объект капитального строительства и нужно ли его регистрировать

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

Бухгалтерский учет благотворительной деятельности

Траты на благотворительность учитываются в составе прочих расходов. Они фиксируются на счете 91. Также потребуется, согласно Приказу Минфина №94, открыть субсчет. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ50, 51. Перечисление денег на благотворительность.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ 01, 10, 41. Передача изделий на безвозмездной основе.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ20, 29. Услуги, предоставленные в качестве благотворительности.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ60. Покупка изделий в интересах благополучателя.

Об утверждении положений по бухгалтерскому учету

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заключительные положения

Да, новый ФСБУ 5/2019 внес довольно значимые (местами революционные и долгожданные) изменения в порядок бухгалтерского учета запасов. Не исключено, что в результате бухгалтерский учет еще больше отдалится от налогового. Но не будем огорчаться, ведь при расчете отложенных налогов мы уже можем применять менее трудозатратный и более простой балансовый метод.

ФСБУ5/2019 обязателен к применению, уже начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Досрочное применение допускается. Бухгалтер-рационализатор должен обрадоваться предоставленной возможности применять новые правила с 2021 года перспективно. Скрупулезный бухгалтер-отличник может выбрать ретроспективный метод, то есть пересчитать все показатели отчетности в части запасов так, как будто новый ФСБУ 5/2019 должен был применяться уже давно.

Формулировки для учетной политики ФСБУ 26/2020

В 2022 году обязательно применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Капвложения есть не всех. И само ФСБУ 26/2020 требует не очень большой правки учетной политики. Намного больше изменений в связи с ФСБУ «Основные средства.

Переходить на ФСБУ 26/2020 можно двумя способами: перспективно или ретроспективно.

Для учетной политики можно использовать такую формулировку:

Организация отражает последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 26/2020 (выберите один из двух вариантов ниже)

перспективно. Основание: пункт 26 ФСБУ 26/2020

ретроспективно. Основание: пункт 25 ФСБУ 26/2020

Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается не вся сумма. Организация может установить в учетной политике меньший минимальный срок отсрочки (п. 12 ФСБУ 26/2020). Это нужно указать в учетной политике.

Пример формулировки для учетной политики по отсрочке и рассрочке:

При отсрочке (рассрочке) на период свыше 6 (шести) месяцев в стоимость капитальных вложений включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки).

Размер платы за отсрочку (рассрочку) платежей организация рассчитывает на основании положений договоров. Основание: пункт 12 ФСБУ 26/2020

Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение (п. 17 ФСБУ 26/2020).

Пример формулировки для учетной политики по проверке на обесценение:

Организация проводит проверку капитальных вложений на обесценение один раз в год по состоянию на 31 декабря. Основание: пункт 17 ФСБУ 26/2020


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *