Гражданское и административное право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское и административное право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Особенности административного права

Особенности АП:

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Все отрасли права тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако, каждая из них имеет свою специфику и область применения.

Отличие гражданского права от административного.

Основные параметры Административное право Гражданское право
Предмет Управленческие отношения, сформированные в ходе организации и деятельности исполнительной власти. Имущественные и связанные с ними корпоративные и неимущественные отношения.
Метод Императивный. Диспозитивный.
Способ судебной защиты В рамках административного дела, возбуждаемого по инициативе государственного органа. В рамках гражданского дела, возбуждаемого по инициативе юридического или физического лица.
Функции Установление полномочий, запретов и обязанностей. Регулирование взаимоотношений.
Объекты Экономические, культурные, социальные отношения. Услуги, имущество, работа, нематериальные блага, интеллектуальная деятельность.

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Что такое административный иск?

Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.

Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.

Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.

В Основах гражданского законодательства 1991 г. содержалось указание на субсидиарное (дополнительное) применение норм ГП к трудовым отношениям. В настоящем ГК такого положения нет. Это обусловлено значительными особенностями, которые присущи имущественным отношениям в ТП и методами их регулирования.

Однако в ТП также достаточно велики частноправовые начала. В Генеральном Соглашении на 2011-2013 гг. предусмотрено расширение частноправового и договорного регулирования трудовых отношений. Таким образом, отрасли будут сближаться. Об этом свидетельствует, например, проекты, регулирующие заемный труд (предполагается внесение главы, посвященной заемному труду в ТК и нового договора лизинга в ГК).

Административное право готовая работа.doc

Административное право — одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Оно выполняет регулятивную роль в сфере государственного управления и представляет собой юридическую форму реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъектов исполнительной власти. Основополагающим источником административного права является Конституция РФ, в которой содержаться нормы определяющие систему органов государственного управления, принципы государственного управления, основные обязанности и права граждан в данной сфере.

Субъект административного права — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Ими являются: граждане(физические лица), организации(юридические лица), должностные лица, военнослужащие, иностранцы, лица без гражданства.

Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных служащих в определенных случаях).

К коллективным субъектам относятся органы исполнительной власти, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления, а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.).

Права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

  1. конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав.
  2. права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в его источниках.

Административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение или замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др.

В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:

  • абсолютные (безусловные) права — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования). Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина;
  • относительные права — права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
  • общие права граждан
  • специальные права

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные:

  • абсолютные административно-правовые обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
  • относительные административно-правовые обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В административном праве используются три юридических возможности: предписание, запрет и дозволение.

К основным функциям административного права традиционно относятся:

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
  • Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству ;
  • Организационная функция
  • Координационная функция,
  • Правоохранительная функция,
  • Воспитательная функция,

Источниками административного права являются внешние формы выражения административно- правовой нормы . Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

Источники административного права классифицируют на:

  1. Межгосударственные соглашения
  2. Законодательные акты ( конституция , законы , Кодексы об административных правонарушениях etc.)
  3. Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)
  4. Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)

Административно — правовые отношения представляют собой такой вид государственно — управленческих отношений в отношении которых существует такая административно — правовая норма, которая устанавливает и гарантирует права и обязанности сторон учавствующих в этом отношении. Вертикальные административно — правовые отношения предполагают наличие субординации между субъектом и объектом и наиболее типичны для государственного управления. Фактически это означает, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (гражданина) или их объем меньше (подчиненный орган). Вертикальные административно — правовые отношения предполагают наличие субординации между субъектом и объектом и наиболее типичны для государственного управления. Фактически это означает, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (гражданина) или их объем меньше (подчиненный орган).

Читайте также:  Акт сдачи-приёмки выполненных работ

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение характеризуется рядом юридических признаков, а именно: общественной опасностью (вредностью, антиобщественным характером), виновностью, административной противоправностью и наказуемостью в административном порядке.

Под административной ответственностью понимается особая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной законодательством административно — правовой санкции. Административная ответственность граждан наступает по достижению 16-летнего возраста.

Административная ответственность наступает только при наличии вины в совершении правонарушения. При этом, действует презумпция невиновности совершившего правонарушение. Это значит. Что лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

К числу органов государства, правомочных устанавливать административную ответственность, относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ, а также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Административным наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителей, так и другими лицами.

Виды административного наказания:

    • Предупреждение выносится в письменной форме и выражает официальное порицание физического или юридического лица
    • Административный штраф- денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:
      • МРОТ
      • Стоимости предмету административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения
      • Сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения правонарушения либо сумме незаконной валютной операции

      Гражданское и административное право

      Административное право понимается как отрасль, регулирующая правоотношения, касающиеся преимущественно органов государственной власти и местного самоуправления. Чаще всего это связано с осуществлением различных полномочий соответствующими органами. Например, сбор налогов, оказание социальной поддержки гражданам, распределение бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения в органах государственной власти и местного самоуправления — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

      Основным методом административного права является императивный. Она заключается в издании уполномоченными субъектами норм, которые обязаны соблюдать определенные лица. Например, приказ вышестоящего органа власти нижестоящему или предписания государственных структур гражданам, обязательные к исполнению. Императивный метод правового регулирования может подразумевать наличие обязательств для лиц сообщать о себе по требованию уполномоченных структур.

      Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют на основе диспозитивного регулирования. Субъекты административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни субъекты подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в условиях императивного регулирования.

      Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.

      Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники, прежде чем заключать контракты в том или ином статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные компании. Эта регистрация происходит в рамках административного права.

      Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

      Гражданское право Административное право
      Что общего у этих двух вещей?
      Часто условием участия субъекта в гражданском правоотношении является его предыдущее участие в отношениях, регулируемых административным правом
      В чем разница между ними?
      Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правовые отношения, в основном с участием органов государственной власти
      Регулирует правовые отношения, участники которых имеют равный статус и не несут ответственности перед другими участниками отношений. Регулирует правовые отношения, участники которых часто имеют неравный статус, несут ответственность перед другими сторонами отношений
      Для него характерен диспозитивный метод регулирования — когда стороны правоотношений сами устанавливают условия договоров Для него характерен императивный метод регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют в соответствии с установленными нормами

      Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. Любой человек может свободно вступать в гражданско-правовые отношения. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки по договорам розничной купли-продажи.

      В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник или учредитель имущества, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязанностями, что и другие участники.

      В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство, представленное органами разных уровней, которые контролируют исполнение правил гражданами и организациями.

      Гражданское или административное право, в чем разница?

      В гражданском праве также существуют ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других лиц.

      Если нарушены права других участников, лицо, причинившее ущерб, несет ответственность в размере причиненного ущерба и упущенной выгоды.

      Штрафы и пени могут устанавливаться в договорах в качестве средства обеспечения исполнения договора. Виновные лица обязаны возместить ущерб добровольно или по решению суда.

      Административное законодательство широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничения и лишения прав и свобод, вплоть до административного ареста. Право налагать штрафы принадлежит судам и другим уполномоченным органам.

      Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20

      Статью просмотрели: 4425 раз

      Например, юридическая обязанность детей содержать своих родителей, которая возникает при наступлении определенных законом обстоятельств, точно выражена в денежной сумме, которую дети должны выплачивать своим родителям.

      Напротив, в отсутствие установленных законом обстоятельств, денежная помощь, которую дети фактически окажут своим родителям, не может быть выражена столь точно.

      Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной ответственности — административный проступок, гражданской ответственности — гражданский проступок, а уголовной ответственности — уголовный проступок. Уголовная ответственность наступает за деяние, запрещенное уголовным законом.

      Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации признает в качестве основания уголовной ответственности

      «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».

      Соотношения между этими отраслями права также тесно связаны, что определяется тем, что они часто имеют общий объект регулирования (например, имущественные отношения, возникающие в экономической сфере). Имущественные отношения могут регулироваться как гражданским, так и административным правом. В этом случае разницу между этими отраслями права следует искать в соответствующих методах правового регулирования.

      Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равны (большинство из них).

      Соответствие.

      Положения административного права регулируют отношения между соответствующими органами, имеющими право управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, которым эта собственность была выделена.

      Следовательно, вопросы, касающиеся понимания организационных отношений как предмета гражданского права, становятся все более актуальными в украинском гражданском праве.

      В отечественной правовой доктрине к определяющим признакам гражданских организационных отношений относятся: 1) организационные отношения состоят из организационной деятельности, направленной на упорядочение организованных отношений; 2) объектом этих отношений является упорядочение деятельности участников организованных отношений, которое иногда называют «юридической процедурой».

      Уточняется, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий с законного хранения, не могут напрямую подавать иски к издателям на копии соответствующих публикаций.

      По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.

      Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
      Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, трудно согласиться с таким подходом.

      Возникновение указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.

      В разделе «Финансовое право» на вопрос автора Мигеля о том, чем предмет финансового права отличается от предмета гражданского и административного права, лучший ответ — Административное право тесно связано со всеми отраслями российского права, и прежде всего с конституционным (государственным) правом.

      Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и федеральных конституционных законах, непосредственно регулируют общественные отношения в сфере государственного устройства, взаимоотношения человека и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

      С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

      Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.

      Таким образом, организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии связаны с имущественно-стоимостными отношениями.

      Однако характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления по выдаче обязательных для исполнения указаний строительной компании.

      (AP) отличается отдельной правовой нормативной базой и подразделяется на группы.

      Важность данной отрасли заключается в регулировании отношений со всевозможными органами власти и гражданами, то есть управленческих отношений, так как это публично-правовые отношения.

      АП предусматривает регулирование совокупности правовых отношений, складывающихся в обществе с органами власти, при возникновении спорных ситуаций в конкретной сфере действия органов исполнительной власти, как на государственном, так и на местном уровне.

      .

      Таким образом, ряд отношений регулируется одновременно конституционным и административным правом: степень этого регулирования может быть различной.

      Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, общие для всех органов государственной власти; административное право, отталкиваясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти.

      Следовательно, она берет свое начало в нормах конституционного права, содержащихся в актах, обладающих высшей юридической силой — Конституции и законах.

      Однако в настоящее время в правовом регулировании трудовых отношений используются лишь отдельные элементы гражданского права и сохраняется исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений без учета их денежного характера.

      Последнее является одной из причин неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового регулирования трудовых отношений без учета их затратного характера находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ представителей науки трудового права.

      Гражданское и экологическое право.

      В российской правовой системе все отрасли функционально взаимосвязаны. Их различие обусловлено характером регулируемых ими отношений, а также необходимостью выбора специальных правил, методов и приемов для их регулирования.

      Административное и гражданское право

      Следует учитывать, что в уголовном законодательстве должностными лицами являются лица, постоянно, временно или на основании специального разрешения выполняющие функции представителя власти либо осуществляющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ), т.е. только лица, перечисленные в пунктах «а», «б».
      В дополнение к возмещению убытков, в договорной ответственности используется и другая форма возмещения — форфейтинг. Его разновидностями являются штрафы и пени.

      Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых оно признано виновным. уголовной — уголовное правонарушение; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; имущественной — причинение материального ущерба (вреда) или гражданско-правовой деликт; в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовная — физические лица; дисциплинарная ответственность органов и организаций является спорной.

      Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по закону, действовавшему в момент совершения правонарушения.

      Отличие административной ответственности от дисциплинарной. Ключевым критерием различия является то, что дисциплинарная ответственность связана с выполнением служебных обязанностей на рабочем месте, в то время как административная ответственность не зависит от трудовых отношений.

      В примечании к данной статье должностное лицо определяется как лицо, постоянно или временно, или в соответствии со специальными полномочиями, выполняющее функции представителя власти.

      В зависимости от характера совершенного преступного деяния различают следующие виды юридической ответственности: гражданская, имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

      Должностные лица как субъекты административной ответственности имеют особый административно-правовой статус, который предполагает наличие специальных характеристик, например, должностного положения. Согласно статье 2.4 КоАП РФ, должностное лицо привлекается к административной ответственности при совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. Гражданская ответственность за неисполнение договорных обязательств наступает в двух основных формах: возмещение убытков и уплата неустойки.

      Применяется презумпция невиновности. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающийся в наложении административного взыскания на правонарушителя уполномоченным органом или должностным лицом.

      Вышеперечисленные проявления юридической ответственности являются обязательными, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и внеправовых категорий. Таким образом, юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя подчиниться конкретным мерам государственно-правового принуждения, предопределенным государством в санкции правовых норм за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке. Основными принципами юридической ответственности за правонарушения являются законность и обоснованность.
      Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и 2. должностного положения, отношения к религии и других обстоятельств. 3.

      Термин «административное правонарушение» означает противоправное, виновное (умышленное) деяние, за которое установлен состав административного правонарушения. Проступок определяется его общей опасностью. Он определяется следующим образом: 1.специфический характер объекта правонарушения 2.повторность 3.систематическое, противоправное посягательство 4.наличие серьезных последствий 5.характер виновности 6.личность правонарушителя. Состав административного права — совокупность признаков (элементов), предусмотренных нормативно-правовыми актами, наличие которых может повлечь административно-правовую ответственность. Состав включает: общую опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Признаками состава преступления являются: субъект (общий, конкретный, родовой, прямой), объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Другие ученые рассматривают административную ответственность как исполнение наказаний и превентивных мер. По мнению многих авторов (И. А. Галаган, В. А. Юсупов), в это понятие входят меры административно-силового характера.

      Права субъектов Российской Федерации могут включать административные комиссии и иные коллегиальные органы. КоАП теперь расширяет круг дел, рассматриваемых судьями. Их исключительная компетенция также расширена за счет включения в нее помимо административного ареста ряда других административных наказаний: лишение специальных прав, конфискация, возмездное изъятие определенных предметов, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения несет государство, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

      Российская Федерация;порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.Кроме того, КЗоТ устанавливает подведомственность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных Лекцией, резюме. Понятие административной ответственности — понятие и виды.

      Отличие гражданской ответственности от административной — Законники

      Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. 6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.

      Закон, смягчающий или отменяющий административную 7.

      ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

      По составу участников



      Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.

      В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.

      В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.

      Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

      В чем специфика административного права?

      Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

      Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

      По методу регулирования

      Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
      Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

      О системе права и правовой науки

      В первую очередь данный статус наделяет человека определенными правами и обязанностями, которыми он обладает на законных основаниях. Гражданин на основании своего статуса может пользоваться следующими видами прав:

      • Право на жизнь, свободу и безопасность;
      • Право на неприкосновенность частной собственности, жизни, семейной тайны, чести и достоинства;
      • Право на имущественную неприкосновенность;
      • Права на владение, пользование, распоряжение, отчуждение, приобретение, наследование имущества;
      • Право на ведение предпринимательской деятельности, совершение сделок, не противоречащих закону, создание юридических лиц;
      • Право на защиту нарушенных интересах в государственных и судебных органах Российской Федерации.

      Отметить надо то, что у физлиц имеется также право на имя, получение медицинской и социальной помощи, посещение дошкольных, школьных учебных учреждений, на трудоустройство, организацию предпринимательской деятельности.

      На первый взгляд, гражданско-правовой договор для работодателя имеет несколько явных преимуществ:

      • работодатель не обязан предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ (оплата больничного листа, предоставление отпусков, включая учебные, повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни и пр.);
      • работодатель имеет право не вести по такому сотруднику кадровую документацию (трудовые книжки, личные карточки и личные дела, приказы и пр.);
      • прекратить ГПД проще, чем трудовой, ГК РФ не содержит никаких запретов;
      • работодатель не выплачивает социальные пособия, страховые взносы в ФСС, не тратится на создание условий труда или компенсации, а значит, экономит;
      • работник на ГПД несет полную имущественную ответственность за причиненный заказчику ущерб, в отличие от трудового договора, где материальная ответственность работника ограничена — с него трудно взыскать сумму, превышающую его заработную плату.

      Все отрасли права РФ по назначению делятся на два типа:

      1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

        • конституционное право,
        • гражданское право,
        • уголовное право,
        • финансовое право,
        • административное право,
        • семейное право,
        • трудовое право.
      2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

        • уголовно-процессуальное право,
        • гражданско-процессуальное право,
        • административно-процессуальное право.

      Процессуальное право представляет собой системы норм, которые регламентируют правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

      По предметному единству отрасли права делятся на следующие виды:

      • Основные (первичные, фундаментальные) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
      • Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права; уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
      • Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. есть идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

      По регулируемым отношениям (по сфере интересов) отрасли права делятся на следующие типы:

      1. Публичное право — совокупность отраслей права, которые защищают общий интерес всего государства.

      2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.

      Критерии, по которым право разделяют на публичное и частное:

      • Сфера интересов правовой защиты. Публичное право отвечает за государственные интересы, а частное право — за индивидуальные.
      • Способ судебной защиты. Публичное право защищается в рамках уголовного дела, которое по своей инициативе возбуждает государственный орган. Частное право защищается по инициативе юридического или физического лица в рамках гражданского дела.
      • Способ принятия решений. В рамках публичного права государственными нормами определены права, обязанности и место субъекта по отношению к государству как к образованию. В рамках частного права юридические решения принимаются группой лиц, которые действуют самостоятельно.

      Отдельно выделяют международное право, ко­торое не входит в систему права ни одного государства. Оно представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между государствами. Это своего рода наднациональная отрасль права.

      Физическое лицо, характеристики, ответственность и отличие от юрлиц

      Гражданское право Административное право
      Что общего между ними?
      Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
      В чем разница между ними?
      Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
      Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
      Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

      Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве сторон, неприкосновенности собственности и недопустимости вмешательства в частную жизнь.

      Административное право руководит действиями субъектов в социальной, общественной, экономической и других областях жизни. Нормы административного права регулируют общественные отношения в сфере государственного управления.

      Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.

      Сложности в разграничении гражданско-правовых и трудовых договоров

      Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий.

      Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

      Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица.

      [attention type=yellow]

      Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения.

      [/attention]

      Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

      Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

      Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

      Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.

      Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы.

      Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

      Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

      Гражданское право Административное право
      Что общего между ними?
      Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
      В чем разница между ними?
      Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
      Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
      Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

      Под Административным Правом понимают ряд правовых норм, регулирующих государственное управление обществом, порядок взаимодействия граждан с любыми государственными органами, нормы поведения граждан в той или иной ситуации, нарушение правил должностных полномочий и все, что касается жизни самого общества.

      Только Административное Право может дать ответы на многие вопросы в общественных отношениях между чиновниками и гражданами – таким образом, оно регулирует законное функционирование любых подразделений исполнительной власти страны.

      Административное право России является одной из отраслей права.

      Административное и трудовое право

      Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.


      Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *