Новые правила въезда в Казахстан для россиян в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила въезда в Казахстан для россиян в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы привезти автомобиль из Российской Федерации в Казахстан и зарегистрировать его в 2023 году, для этого необходимо оплатить утилизационный сбор в тенге (в зависимости от объема двигателя), плату за первичную регистрацию в тенге (в зависимости от возраста автомобиля), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и заплатить сбор за систему экстренного вызова в тенге.

Покупка б/у автомобиля в Казахстане

Автомобили с пробегом в Казахстане можно приобрести с рук или в автосалоне. Во втором случае машина, скорее всего, будет ввезена в страну по льготным таможенным ставкам, поэтому если ее покупателем окажется гражданин РФ, при вывозе авто в Россию он обязан будет доплатить до полной суммы растаможки, чтобы авто получило статус товара Евразийского экономического союза.

Если же покупку б/у или нового автомобиля в салоне совершит резидент Казахстана, то для покупателя из РФ формально его покупка будет осуществляться уже с рук, а сам автомобиль будет иметь статус товара ЕЭС.

Данная схема на сегодня является действующей, но все же «серой», поэтому 100-процентной гарантии, что она будет работать на протяжении всего 2023 года, на сегодня не может дать ни один эксперт.

Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?

Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.

Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.

Но здесь возникает сразу несколько «но».

  • Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
  • Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.

Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2023 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.

Темпы легализации автомобилей в Костанае увеличиваются

По данным департамента полиции Костанайской области, точное количество машин, которые подлежат легализации в регионе, неизвестно. Если основываться на данных о выданных страховых полюсах, то примерная численность таких авто составляет около 5 тыс. единиц. В процессинговом центре отмечают, что с каждым днем темпы подачи заявок и получения номеров и техпаспортов растут.

Костанаец Расул Рыспаев купил Аudi в России лет пять назад. И все это время ездил на машине с российским учетом. По его словам, до легализации поставить машину на казахстанский учет было очень накладно.

«Хоть покупка машины в России обошлась мне намного дешевле, чем в Костанае, но и на нее я копил долгое время. Первоначально была мысль поставить ее на казахстанский учет, но чтобы сделать это по всем правилам, мне пришлось бы заплатить более 1 млн тенге. И таких средств у меня не было. Когда узнал о том, что стартует легализация, я сразу подал заявление», – рассказал молодой человек.

По его словам, проблем с оформлением документов у него не возникло. Уже 23 января он зашел на портал правительства для граждан, для программиста не составило труда разобраться в системе, и подал заявку. В итоге Расулу удалось за полдня решить все вопросы.

«Все произошло так быстро, потому что с документами на машину был полный порядок. На первом этапе программа показала, что проблем нет. И я решил, что надо в тот же день довести дело до завершения. Поехал в автоЦОН, прошел все процедуры, все оплатил и получил документы. Теперь могут спокойно ездить. Считаю, что это хорошая акция, так как у нас в области очень много машин с российским учетом», – добавил костанаец.

А вот у жительницы города Елены Васильевой, которая хотела самостоятельно пройти процедуру и поставить на учет купленную в России Chery Tiggo, возникли трудности.

Сколько придётся заплатить за утильсбор

Утилизационный сбор – это плата за вредное воздействие автомобиля на окружающую среду и здоровье человека с учётом его технических характеристик. Его можно оплатить онлайн на сайте ТОО «Оператор расширенных обязательств производителей (РОП)».

Размер суммы зависит от объёма двигателя. Формула такая: 50 МРП умножить на коэффициент объёма двигателя:

  • Автомобили с объёмом двигателя до 1 000 см3 – 50 МРП (132 550) х 3 (коэффициент) = 397 650 тенге.
  • Автомобили с объёмом двигателя до 2 000 см3 – 50 МРП (132 550) х 7 (коэффициент) = 927 850 тенге.
  • Автомобили с объёмом двигателя до 3 000 см3 – 50 МРП (132 550) х 10 (коэффициент) = 1 325 500 тенге.
  • Автомобили с объёмом двигателя свыше 3 001 см3 – 50 МРП (132 550) х 23 (коэффициент) = 3 048 650 тенге.

Калькулятор растаможки автомобилей

Утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:

где БС – базовая ставка, К – коэффициент.

Базовая ставка определяется категорией транспотного средства:

  • легковые автомобили некоммерческого использования – 20 000 руб.
  • коммерческие автомобили (как легковые так и грузовые и автобусы) – 150 000 руб.

Значения коэффициента для физических лиц:

Для автомобилей младше 3-х лет Для автомобилей старше 3-х лет
0.17 0.26

Как формируется стоимость таможенного оформления ТС?

Затраты на растаможку автомобиля в России формируются исходя из следующих факторов:

  • Возраст автомобиля. Для ТС не старше 3 лет цена растаможивания автомобиля составит 48-54% от рыночной стоимости. Для машин старше 3 лет стоимость будет формироваться, исходя из рабочего объема двигателя. Страна-производитель в данном случае значения иметь не будут.
  • Методика прохождения процедуры растаможки. Если человек не желает самостоятельно вникать в бюрократические проволочки, он может обратиться в брокерское агентство. Тогда ко всем затратам добавится сумма в 10-15 тыс. руб. за оплату услуг (без учета расходов на доставку авто, они могут достигать нескольких тысяч евро).
  • На кого регистрируется автомобиль. Если речь идет о физическом лице, то ставки будут стандартные. Для юридических лиц (ИП, ООО и т.д.) размеры пошлин и налогов будут значительно выше.
  • Тип двигателя (гибридный, бензиновый, дизельный или электрический).
  • Разновидность транспортного средства. Для грузовых ТС к общим затратам будут добавлены таможенные коэффициенты: акцизный сбор и добавочный налог.
  • Утилизационный сбор. Если возраст автомобиля менее 3 лет, он составит 2000 рублей, для ТС старше — 3000 рублей.

Продать авто в Казахстан

1) Авто купил в Казахстане не смог поставить на учет могу я продать авто жителю Казахстана сможет он проехать таможенный пост.

1.1. Действующим законодательством Казахстана это не запрещено.

2) Я гражданин рф поехал в гости в Казахстан на автомобили, могу ли я в Казахстане продать гражданину рк авто и как.

2.1. Можете, заключив договор купли продажи.

3) Могу ли я продать авто из Казахстана в Россию и что для этого нужно оформить. Авто 2010 года, €4, приобрел недавно в Казахстане.

3.1. Если машин в Казахстане растаможена, то снимайте её там с учёта, прогоняйте в Россию, ставьте на учёт и продавайте Ограничений нет.

3.2. Можете продать конечно. Если кто нибудь согласится купить вашу машину. Никаких проблем не вижу. Казахстан и Россия в таможенном союзе.

4) Я гражданин Рф, хочу перегнать авто, принадлежащий гражданину РФ (но не мне) по доверенности и продать его в Республике Казахстан гражданину Казахстана. Могу ли я это сделать? Планирую продать авто по генеральной доверенности.

4.1. Договор о Евразийском экономическом союзе и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», которые начали действовать с 1 января 2015 года, являющиеся межгосударственными документами, вступив в силу, отменили действовавшие ранее национальные регламенты, в том числе казахстанские, а именно наш отечественный документ под названием «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан», который в одном из дополнений запрещал в Казахстане выпуск в обращение машин, не соответствующих экостандарту Евро-4. Отныне перемещение автомобилей в границах союза не регламентируется, соответственно ограничений по годам и экологическому классу для постановки на учёт машин из России и Беларуси больше нет. Впоследствии, по истечении переходного периода (три года), эта же норма распространится и на транспортные средства из Армении и Кыргызстана. Требование соответствия экостандарту Евро-4 сохраняется только на ввоз автомобилей из стран, не входящих в ТС. Об этом мы писали ранее. Руководство Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК подтвердило корреспонденту Kolesa.kz информацию о том, что запретов на ввоз и постановку на учёт российских и белорусских авто по годам теперь не существует. А сотрудники КАП МВД РК пояснили, что ограничения сняты с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Сегодня они разослали в регионы разъяснения для своих коллег, трактующие эту норму. С полным текстом документа КАП МВД РК можно ознакомиться здесь.

5) Я гражданин Рф, хочу перегнать авто, принадлежащий гражданину РФ (но не мне) по доверенности и продать его в Республике Казахстан гражданину Казахстана. Могу ли я это сделать? Планирую продать авто по генеральной доверенности.

Читайте также:  Налог на дивиденды: ставки, сроки уплаты и особенности отражения в бухучете

5.1. Автомобили по генеральной доверенности не продают.

Какие области России граничат с Казахстаном

Согласно Указу Президента РФ №88 от 01.07.2011 года между Россией и Казахстаном на пропускных пунктах будет действовать только пограничный и миграционный контроль. В обозначенном документе указано, что отменяется таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Данное положение распространяется на все КПП, находящиеся в 10 российских обл. Территория России граничит с Казахстаном по таким областям:

  • Омская;
  • Астраханская;
  • Волгоградская;
  • Курганская;
  • Новосибирская;
  • Тюменская;
  • Челябинская;
  • Саратовская;
  • Оренбургская;
  • Алтайский край.

При этом, в каждом из указанных регионов России граничащие с Казахстаном большое количество пропускных пунктов, только в Тюменском округе КПП он один. Это «Кызыл Жар» (Северо-Казахстанская обл.) – КПП Казанское (Тюменская обл.).

Как часто можно пересекать границу Казахстан — Россия

С 2020 года начали действовать новые правила пребывания граждан России и других государств на территории Казахстана. Сейчас можно без визы жителям РФ пребывать в обозначенной дружественной стране не более 30 дней.

В случае, когда человек планирует находиться в Казахстанской Республике около 90 дней, то следует обязательно посетить местную миграционную службу для регистрации места пребывания. Также понадобиться оформление временного проживания (РВП). Для граждан, которые хотят задержаться на срок свыше 90 дней, нужно в непременном порядке подать заявку для получения вида на жительство.

На основании новых правил граждане России могут находиться в Казахстане 90 дней в течении одного полугодия. При этом, не важно будут они использованы за один раз или за несколько поездок. После окончания 90-дневного срока нужно покинуть республику (на 90 дней), а затем снова можно ее посетить.

Покупка авто в Казахстане в 2023 году: полезные советы и рекомендации

В 2023 году подавляющее большинство автопроизводителей, официально реализующих свою технику через казахские автосалоны, внесли изменения в дилерские соглашения (или просто рекомендации), согласно которым машины разрешается реализовывать только для эксплуатации гражданами Казахстана.

Другими словами, гражданину России приобрести новый автомобиль в салоне не получится, поэтому единственным выходом остается схема, когда деньги передаются гражданину Республики Казахстан, после чего он направляется в автосалон,приобретает автомобиль, ставит его на учет, затем снимает и отдает вам все документы.

К слову, на волне большого ажиотажа желающих стать посредниками более чем достаточно, поскольку это один из легких способов заработать.

Тем не менее, и такой вариант имеет «подводные камни». Прежде всего, опытные «перегонщики» рекомендуют искать надежного посредника. У такого покупателя не должно быть долгов по кредитам или прочих денежных обязательств, так как по казахским законам движимое имущество может быть арестовано в счет имеющейся задолженности. А арест – это, как минимум, невозможность снять авто с учета.

Данная проблема может быть решена проверкой посредника в Едином реестре должников, для чего потребуется узнать его ФИО и ИНН. Кроме того, если посредник-резидент Казахстана состоит в браке, при продаже автомобиля потребуется письменное разрешение супруги (супруга), заверенное у нотариуса. К слову, супруга или супруг также не должны иметь долгов, т. е. тоже будут подлежать проверке.

Самым простым, а зачастую еще и наиболее безопасным, но, к сожалению, не самым выгодным способом купить машину в Казахстане, остается обращение к перегонщикам.

Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы

Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.

Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.

Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.

Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.

В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:

  • Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
  • Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
  • Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.

Этих платежей будет достаточно, чтобы пересечь границу и направиться в регион, где планируется поставить автомобиль на российский учет.

Для справки: до июля 2022 года в России действовало требование по обязательной установке на все ввозимые в страну автомобили блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС. Однако серьезный кризис на рынке микроэлектроники привел к тому, что модули, которые стоили 5-6 тысяч рублей стали предлагаться за 40–100 тысяч (часто в комплекте с ЭПТС и СБКТС). В этой связи российские власти приняли решение временно разрешить постановку на учет машин без ЭРА-ГЛОНАСС. Такой временный упрощенный порядок регистрации транспортных средств для их собственников (физических лиц) пока действует до 1 февраля 2023 года.

Разумеется, это не все издержки, которые придется понести при «перегоне» автомобиля из Казахстана в Россию. В списке окажутся и накладные расходы, включая транспортные и бытовые.

Читайте также:  Внутреннее совместительство и проблема отпусков

Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана

На самом деле, в 2023 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:

  • Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
  • Новой проблемой в 2023 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
  • Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.

В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.

Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.

Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.

Отправить машину в Россию своим ходом или на автовозе

Когда автомобиль и документы на руках, можно отправляться в Россию. Есть два способа: ехать своим ходом или погрузить машину на автовоз либо эвакуатор. Стоимость доставки зависит от стартовой точки в Казахстане и финишной в России.

Например, дорога из Астаны до Казани с учётом расходов на топливо, гостиницы и перекусы обошлась нам примерно в 25 тысяч ₽. Доставить машину на автовозе можно было за 80 тысяч ₽.

Если ехать своим ходом, нужно оформить транзитное ОСАГО по Казахстану. Купить его можно в любой точке продаж страховок — они есть в ЦОН и просто в городе. В зависимости от места оформления полис будет стоить 1 000 — 3 000 тенге. На этом лучше не экономить — за езду без полиса грозит штраф в 30 000 тенге или штрафстоянка.

На границе есть отдельная очередь для легковых машин. При пересечении границы сотрудники казахской таможни попросят один экземпляр транзитных номеров, проверят договор купли-продажи и СТС. После этого они отметят в базе, что машина покинула территорию Казахстана. На российской таможне проверят те же документы и отметят, что машина въехала в Россию.

Коротко: как привозить авто из Казахстана и продавать в России

  1. Выкупать только новые автомобили — выгодно ввозить из стран таможенного союза и легко рассчитывать потенциальную маржу.
  2. Искать продавцов среди граждан Казахстана — купить новый автомобиль у официального дилера в Казахстане покупатель с российским паспортом не может.
  3. Завести местную сим-карту, если планируете посещать Казахстан систематически, чтобы пользоваться мобильным интернетом в пути.
  4. Заранее подбирать автомобиль под выкуп на казахстанских аналогах Авито, чтобы выкупить машину сразу по приезде.
  5. Подготовить наличные рубли и найти выгодный обменник.
  6. Встретиться с продавцом, проверить машину и документы, а потом снять её с учёта и получить транзиты и проколотый СТС.
  7. Отправить автомобиль в Россию своим ходом или на автовозе.
  8. Оформить ЭПТС и ТПО.
  9. Разместить и продать автомобиль на Авито.

Как зарегистрировать машину в ГИБДД

Чтобы получить российский ПТС, потребуется собрать ряд документов, а также предоставить автомобиль на экспертизу в отделение ГИБДД. Для этого в Казахстане автомобиль должен быть снят с учета и на него должны быть установлены транзитные номера. При въезде в Россию потребуется:

– оплатить утилизационный сбор;

– предъявить документы о покупке, такие как договор купли-продажи, паспорт транспортного средства, снятого с учета в Казахстане, паспорт физического лица покупателя;

– перед визитом в ГИБДД успеть оформить СБКТС;

– установить систему ЭРА-ГЛОНАСС;

– получить электронный паспорт транспортного средства ЭПТС.

При этом важно, чтобы VIN-номер привезенной машины значился на сайте Федеральной таможенной службы (ФТС). Эти данные заносятся в систему при растаможке в Казахстане. В противном случае потребуется отправлять запрос с Казахстан через систему электронных паспортов.

Причем все эти процедуры необходимо сделать до истечения срока действия транзитных номеров, определенного в три недели.

В общем, если желание приобрести автомобиль еще есть и покупателя не страшат трудности с оформлением документов, то можно пригнать автомобиль из стран Таможенного союза. Главное преимущество такого шага это гораздо больший выбор, чем в России.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *